После бунта: память о тамбовском и западно‑сибирском восстаниях

Документальность театра — доклад Варвары Склез

Наш проект предполагает не только сбор и архивацию устных интервью, но и последующую творческую работу с ними, которая примет форму документальной пьесы. Чтобы нащупать точки соприкосновения научного анализа и театральной интерпретации, 26 июня мы провели семинар-тренинг, на котором обсудили практики документального театра как инструмента работы с исторической памятью. 

С докладом и в качестве ведущего семинара-тренинга выступила участница нашего проекта, Варвара Склез, в котором подробно рассказала об истории документального театра, способах использования документов в современном российском театре и произведениях, посвященным историческим сюжетам, и в частности, гражданской войне. «Документальность» была рассмотрена как конструкт, наделяемый различными значениями в зависимости от социокультурного контекста, в котором он функционирует. Именно подвижность этого понятия, по мнению докладчицы, и обуславливает разнообразие стратегий использования документов современным театром, работающим с историей и памятью. На примере таких режиссеров, как Анастасия Патлай, Дмитрий Егоров, Андрей Стадников, Екатерина Бондаренко, Борис Павлович, Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Максим Диденко была предложена типологии использования документов в современном российском театре. 

В ходе дискуссии с участием Еленой Гордиенко, Павлом Куприяновым и членов нашего проекта продолжилось обсуждение границ документального жанра в театре и была выдвинута рабочая гипотеза о характеристике современного театра как документального в случае его рефлексии собственных оснований работы с источниками. 

А в качестве визуальных свидетельств нашей встречи – несколько фотографий в «документальном» стиле.

Екатерина Задирко